Развитие путейско-строительного дела

  Методичка. РГОТУПС.
Темы рефератов:
1.Железнодорожная магистраль Петербург — Москва. Разработка проекта, организация строительства и технического обслуживания дороги.
2.Истоки инженерно-технического образования в России. Формирование отраслевой науки.
3.Развитие сети железных дорог России в период 1850-1880 гг.
4.История и роль МИИТа в подготовке инженеров путей сообщения.
5.Великий Сибирский путь — Транссиб. Проблемы строительства Великого Сибирского пути.
6.Изыскание и проектирование Турксиба.
7.Железные дороги Заполярья и Карелии. Строительство Мурманской железной дороги. Применение облегченных технических условий.
8.Железные дороги в Первую мировую и гражданскую войны. Узкоколейные железные дороги.
9.Развитие проектно-изыскательского дела в России.
10.Строительство новых линий в годы первых пятилеток. Внедрение индустриальных методов при строительстве малых мостов и труб.
11.Железные дороги в годы Великой Отечественной войны. Строительство новых участков железных дорог и обходов.
12.Восстановление и строительство железных дорог в послевоенный период.
13.История развития средств контроля состояния пути.
14.Развитие и совершенствование конструкций верхнего строения пути.
15.Стрелочные переводы для скоростных и высокоскоростных магистралей.
16.Земляное полотно под высокоскоростное движение. Пути повышения прочности и устойчивости земляного полотна в современных условиях.
17.Развитие механизации путевых работ и средств контроля состояния пути.
18.Тоннелестроение в России. Современные технологии сооружения транспортных тоннелей.
19.Мостостроение конца XIX — начала ХХ веков. Основатели русской школы мостостроения.
20.Мостостроение второй половины XX века. Новые конструкции. Реконструкция мостов под скоростное движение.
21.Развитие и совершенствование конструкций стрелочных переводов.
22.Транспортное обеспечение развития Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса. Байкало-Амурская и Амуро-Якутская магистрали.
23.Скоростные железнодорожные линии стран Европы, Японии, США.
24.Монорельсовый транспорт.
25.Вклад российских ученых в совершенствование парка машин и механизмов с 1936 года по настоящее время.
26.Современная система ведения путевого хозяйства. Формы организации текущего содержания пути в современных условиях.
27.Становление отечественного рельсопрокатного производства. Совершенствование технологии проката. Термообработка рельсов.
28.Стратегия развития железнодорожного транспорта России.
29.Снегоборьба. Развитие мер по снегоборьбе в России.
30.Незавершенные проекты строительства. Железная дорога Комсомольск-на-Амуре — Победино (о. Сахалин).
31.Развитие конструкций тоннельных обделок.
32.Изыскания и проектирование первых железных дорог Восточного и Северного регионов России.
33.Незавершенный проект — Кавказская перевальная железная дорога.
34.Кругобайкальская железная дорога — уникальная магистраль России.
35.Развитие технологии укладки пути на железных дорогах России.
36.Перспективы строительства железных дорог в России XXI века.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выдержка из контрольной работы
 
"Железные дороги в годы Великой Отечественной войны. Строительство новых участков железных дорог и обходов".
 
В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) работа железнодорожного транспорта страны коренным образом отличалась от его работы в мирное время.
Протяжение сети действующих железных дорог сократилось с 106,4 тыс. км в мае 1941 г. до 41,8 тыс. км в сентябре 1942 г. Прифронтовые дороги подвергались бомбардировкам противника.
Его авиация в годы войны совершила около 20 тыс. налетов на железнодорожные объекты СССР Было сброшено свыше 240 тыс. фугасных, осколочных и более 120 тыс. зажигательных бомб. Так, только 2 июня 1943 г. гитлеровцы совершили несколько налетов на узловую станцию Курск, в них участвовали 824 бомбардировщика и истребителя, они сбросили на узел более 1600 фугасных, осколочных и зажигательных бомб.
Огромное значение имело постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) «О восстановлении железных дорог» от 3 января 1942 г. Создается четкая система руководства и организации восстановления железных дорог. ГКО признал «...важнейшей оборонной задачей форсированное восстановление железнодорожных линий... решил «...возложить руководство и осуществление всех восстановительных и заградительных работ на НКПС и его органы.
В НКПС было создано Главное Управление военно-восстановительных работ (ГУВВР), объединившее железнодорожные войска и спецформирования НКПС. Первым его начальником назначили наркома путей сообщения Л.М. Кагановича, затем его заместителя И.Д. Гоциридзе, а с апреля 1942 г. — генерала В.А. Головко. Начальником железнодорожных войск назначили генерала Н.А. Просвирова.
На фронтах образовывались Управления военно-восстановительных и заградительных работ (УВВР), начальники которых подчинялись Военным Советам фронтов, а по специальным вопросам — начальнику ГУВВРа.
Общевойсковым командирам и начальникам запрещалось использовать железнодорожные части не по прямому назначению. Одновременно предусматривалось создание пяти новых железнодорожных бригад в составе 20 путевых, шести мостовых батальонов, шести батальонов механизации, 11 эксплуатационных рот и двух запасных железнодорожных полков.
В состав специальных формирований НКПС входили: головные ремонтные поезда (горемы), мостовые восстановительные поезда (мостопоезда), для восстановления водоснабжения (водремы), для восстановления связи и СЦБ (связьремы), по ремонту подвижного состава (подремы).
Кроме того, были созданы строительно-монтажные и ремонтно-сварочные поезда, мостовые базы по заготовке конструкций, головные базы (для хранения материалов и снабжения ими работ на головных участках). Многие из этих спецформирований сразу же направлялись на фронт.
Весь личный состав спецформирований НКПС переводился на положение состоящих в Красной Армии С распространением на них воинских уставов, а также льгот по налогам и пенсиям, которыми пользовались военнослужащие и их семьи.
Принятые ГКО и НКПС решения позволили значительно улучшить организацию восстановительных работ и оказались эффективными в течение всей Великой Отечественной войны.
На железнодорожных направлениях, ведущих к Москве, с января по апрель 1942 г. было восстановлено более 4 тыс. км железных дорог, 110 больших и средних мостов и много других объектов. Железнодорожные войска и спецформирования НКПС участвовали в обеспечении всех операций Великой Отечественной войны. На территории СССР и десяти стран Европы и Азии восстановили и построили около 120 тыс. км главных и станционных путей, более 15 тыс. мостов и труб, 46 тоннелей общей длиной более 23 км, около 730 тыс. проводокилометров линий связи.
Подразделения технической разведки обследовали более 134 тыс. км главных путей, минеры обезвредили 3 млн 400 тыс. мин, фугасов и артиллерийских снарядов, 60 тыс. авиабомб.
Несмотря на все трудности военного времени, комплексное использование всех видов транспорта, и прежде всего железнодорожного, позволило успешно обеспечить воинские и народнохозяйственные перевозки. Этому способствовало то, что наряду с оперативным выполнением восстановительных работ в годы войны было построено около 10 тыс. км новых железнодорожных линий.
Работы вели силами строительных организаций НКПС, железнодорожных войск и Главного управления железнодорожного строительства НКВД, которым в необходимых случаях оказывало помощь местное население.
Уже в ходе Московской битвы военным железнодорожникам пришлось вести строительство участков железных дорог и обходов. В ноябре 1941 г. Северо-Западный, Волховский и Калининский фронты были связаны с тылом страны лишь одной железнодорожной линией.
Для улучшения подвоза грузов ГКО принял решение об окончании строительства железной дороги Подборовье— Кабожа (соединительной линии между направлениями Вологда— Тихвин и Сонково—Будогощь). Для этого требовалось построить участок Кабожа—Чагода длиной 48,4 км.
Эту работу поручили выполнять 15-й и 30-й железнодорожным бригадам совместно со спец- формированиями НКПС и полевым строительством НКВД. Работы начали 8 ноября 1941 г., когда морозы доходили до -30 °С. Дорогу построили за три недели, к 29 ноября - в срок, установленный командованием. Военный Совет Северо-Западного фронта объявил благодарность всем строителям, а лучших наградил орденами и медалями.
В это же время 4-я железнодорожная бригада участвовала в строительстве Большой Московской окружной железной дороги на участках Загорск—Поварово—Манихино—Кубинка—Бекасово.
На Калининском фронте в первой половине 1942 г. часть железнодорожного направления Москва—Ржев—Великие Луки (в районе Ржева и Великих Лук) находилась в руках противника. В связи с этим участки...