Безопасность движения и автотормоза
     Методички. ИРГУПС/КРИЖТ.                                                                                                скачать
Задание на контрольную работу №1
 
Вопросы
 
1.Опишите значение Правил Технической эксплуатации, требования ПТЭ к инструкциям и другим руководящим указаниям. Основные обязанности работников железнодорожного транспорта и их ответственность за обеспечение безопасности движения.
2.Опишите порядок приема на работу и назначения на должности, связанные с движением поездов.
3.Опишите требования ПТЭ к содержанию железнодорожных сооружений и устройств, порядок сдачи и приема их в эксплуатацию.
4.Перечислите виды габаритов, применяемых в железнодорожном транспорте, дайте определение каждого вида габаритов. Какой груз называется, негабаритным? Укажите виды и степени негабаритности груза.
5.Опишите требования ПТЭ к расстояниям между осями смежных путей на перегонах и станциях, к расположению станционных путей в плане и профиле. Укажите периодичность инструментальной проверки плана и профиля.
6.Укажите допускаемые марки крестовин стрелочных переводов в зависимости от места их укладки согласно ПТЭ. Перечислите неисправности стрелочных переводов, при наличии которых запрещается их эксплуатация.
7.Опишите порядок укладки и снятия стрелочных переводов, порядок оборудования нецентрализованных стрелок контрольными замками и указателями.
8.Опишите требования ПТЭ к устройству и оборудованию железнодорожных переездов. Регулируемые и нерегулируемые переезды.
9.Опишите требования ПТЭ к пересечениям железных дорог линиями электропередачи и связи, нефтегазопродуктопроводами и другими устройствами, к пересечениям линий в одном уровне, а также примыканиям линий, подъездных и соединительных путей к главным путям.
10.Укажите требования ПТЭ к установке путевых и сигнальных знаков, поясните различие между этими знаками.
11.Перечислите восстановительные и пожарные средства, применяемые на железнодорожном транспорте, укажите их назначение и порядок размещения.
12.Перечислите основные сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйства и опишите требования ПТЭ к ним.
13.Опишите требования ПТЭ к путевому развитию и техническому оснащению станций, требования к пассажирским и грузовым платформам.
14.Укажите значение Инструкции по сигнализации. Опишите классификацию сигналов по способу их восприятия и времени применения, основные сигнальные цвета и минимальные расстояния видимости сигналов.
15.Опишите классификацию светофоров. Укажите требования ПТЭ к установке светофоров. В каких случаях допускается установка светофоров с левой стороны по направлению движения?
16.Опишите сигнализацию входных светофоров. Вычертите схемы маршрутов при различных показаниях светофоров.
17.Опишите сигнализацию выходных светофоров на участках с автоматической и полуавтоматической блокировкой.
18.Опишите сигнализацию маршрутных светофоров и проходных светофоров на участках с автоматической и полуавтоматической блокировкой.
19.Пригласительный и условно-разрешающий сигнал. Укажите условия применения и порядок проследования машинистами светофоров с этими сигналами.
20.Опишите места установки и сигнальные показания заградительных, повторительных светофоров и светофоров прикрытия.
21.Опишите показания локомотивных светофоров (в том числе, когда АЛС применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи).
22.Опишите назначение переносных сигналов и требования, предъявляемые ими. Опишите порядок ограждения подвижного состава на станционных путях.
23.Вычертите схему ограждения места работ, требующих уменьшения скорости, на однопутном перегоне и опишите порядок ограждения.
24. Вычертите схему ограждения места работ, требующих остановки поезда, на однопутном перегоне (фронт работ менее 200 м) и опишите порядок ограждения. Укажите особенности ограждения работ вблизи станции, а также, если фронт работ превышает 200 м.
25.Опишите порядок ограждения сигналами остановки мест производства работ на станционном пути. Вычертите возможные схемы ограждения.
26.Опишите порядок ограждения сигналами остановки мест производства работ на стрелочном переводе. Вычертите возможные схемы ограждения.
27.Вычертите схему и опишите порядок ограждения внезапно возникшего препятствия. Укажите очередность установки сигналов ограждения.
28.Перечислите, в каких случаях производится ограждение пассажирского или грузового поезда в случае их вынужденной остановки на перегоне. Опишите порядок ограждения. Вычертите схему ограждения, когда требуется оградить препятствие, возникшее на соседнем пути вследствие схода с рельсов, развала груза и т.п.
29.Опишите ручные сигналы, подаваемые при опробовании автотормозов, а также дежурными по станции, сигналистами и дежурными стрелочных постов при приеме и отправлении поездов.
30. Перечислите сигнальные указатели. Опишите сигнальные показания указателей перегрева букс, путевого заграждения и указателей "Опустить токоприемник". Приведите поясняющие рисунки.
31.Опишите показания маневровых и горочных светофоров. Применение ручных сигналов при маневровой работе.
32.Опишите обозначение головы и хвоста поезда при движении по правильному и неправильному пути.
33.Опишите случаи подачи оповестительного сигнала и сигнала бдительности.
34.Укажите, с помощью каких устройств, по какой схеме и в каких случаях подаются сигналы тревоги.
35.Перечислите основные сооружения и устройства электроснабжения железных дорог и требования ПТЭ к ним.
36.Опишите назначение секционирования контактной сети и порядок переключения разъединителей. Требования ПТЭ к установке опор контактной сети и высоте подвески контактного провода.
37.Опишите требования ПТЭ к осмотру сооружений и устройств. Как оформляются результаты осмотра?
38.Укажите требования ПТЭ к ремонту сооружений и устройств на перегонах и станциях.
39.Укажите требования ПТЭ к вновь построенному составу при сдаче его в эксплуатацию. Знаки и надписи на локомотивах и вагонах.
40.Перечислите, какими устройствами для обеспечения безопасности движения должны быть оборудованы поездные локомотивы и мотор-вагонный подвижной состав, и опишите их назначение.
41.Опишите требования ПТЭ к колесным парам. Укажите неисправности колесных пар, при наличии которых запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах подвижной состав.
42.Опишите требования ПТЭ к автоматическим тормозам. Перечислите случаи полного и сокращенного опробования автотормозов в поездах.
43.Опишите требования, предъявляемые к автосцепным устройствам. Ответственность за техническое состояние автосцепных устройств.
44.Общие требования к техническому состоянию подвижного состава, ответственность за качество осмотра и ремонта подвижного состава.
45.Укажите значение графика движения поездов и предъявляемые к нему требования. Деление поездов по старшинству. Опишите порядок назначения и отмены пассажирских поездов.
46.Укажите общие требования к организации движения поездов.
47.Укажите требования ПТЭ к производству маневровой работы, скоростям при маневрах, обязанностям машиниста маневрового локомотива.
48.Перечислите вагоны, которые запрещается ставить в поезда. Случаи и порядок постановки в пассажирские поезда грузовых вагонов.
49.Опишите случаи и порядок приема поезда на станцию при запрещающем показании входного светофора.
50.Укажите средства сигнализации и связи при движении поездов: основные и применяемые на малодеятельных участках. Что является разрешением на занятие поездом перегона при каждом из них?
 
Задача
 
Определить тормозную силу грузового или пассажирского поезда в режиме экстренного или полного служебного торможения при различных скоростях движения и условии оборудования вагонов чугунными или композиционными тормозными колодками.
Студент решает эту задачу в четырех вариантах:
а) определяется величина тормозной силы поезда, оборудованного чугунными тормозными колодками, при максимальной и минимальной скорости движения в момент начала торможения;
б) то же, при условии оборудования поезда композиционными тормозными колодками.
 
Выдержка из контрольной работы
 
1.Опишите значение Правил Технической эксплуатации, требования ПТЭ к инструкциям и другим руководящим указаниям. Основные обязанности работников железнодорожного транспорта и их ответственность за обеспечение безопасности движения.
Ответ: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169, N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3597, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21). Правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт).
Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (далее - работники железнодорожного транспорта).
Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства осуществляется в соответствии с приложением N 1 к Правилам.
Техническая эксплуатация технологической электросвязи осуществляется в соответствии с приложением N 2 к Правилам.
Техническая эксплуатация устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с приложением N 3 к Правилам.
Техническая эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с приложением N 4 к Правилам.
Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с приложением N 5 к Правилам.
Организация движения поездов на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с приложением N 6 к Правилам.
Единая система видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются на железнодорожном транспорте, устанавливается Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с приложением N 7 к Правилам. Правила движения поездов и маневровой работе устанавливаются Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с приложением N 8 к настоящим Правилам...
Стоимость контрольной работы - 500 руб.
Задание на контрольную работу №2
Вопросы
 
1.Что осуществляет федеральный орган исполнительной власти и что обеспечивают участники перевозочного процесса при организации обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта?
2.Классификация транспортных происшествий с нарушением правил безопасности движения, требующих служебного расследования.
3.Дать классификационные характеристики нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах: КРУШЕНИЯ ПОЕЗДОВ И АВАРИЙ.
4.Дать классификационные характеристики нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах: ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ БРАКА В РАБОТЕ.
5.Дать классификационные характеристики нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах: СЛУЧАЕВ БРАКА В РАБОТЕ.
6.Задачи служебного расследования транспортных происшествий.
7.Действия, проводимые на месте транспортных происшествий.
8.Материалы служебного расследования на месте транспортных происшествий.
9.Основные направления системы профилактических мер по предупреждению аварийности.
10.Порядок оформления и разбора результатов служебного расследования крушений и аварий.

11.Порядок служебного расследования, оформления результатов и разбора случаев брака в поездной и маневровой работе.
12.Контроль за отправлением подвижного состава в ремонт и степенью его повреждения при крушениях или авариях.
13.Сущность и требования управления безопасностью движения.
14.Цель и задачи анализа состояния безопасности движения.
15.Порядок ограждения мест внезапно возникшего препятствия для движения поездов.
16.Виды опробования тормозов. В каких случаях проводится каждый из видов и роль участников в проведении опробования?
17.Процессы, протекающие в тормозной магистрали и тормозных цилиндрах в схеме автоматического непрямодействующего тормоза грузового поезда.
18.В каких случаях проводится контрольная проверка тормозов, кто участвует в проведении? Цель проведения контрольной проверки.
19.Контроль за технологией управления автотормозами машинистом. Разновидности торможений на скоростемерной ленте.
20.Причины образования ползунов на колесных парах вагонов. Что необходимо проверить и указать при составлении акта.
21.Правила оформления справки ВУ-45. Зачем отключают до 1/3 воздухораспределителей в длинносоставном порожнем поезде.
22.Зависимость скорости следования поездов от тормозного нажатия. Наименьшее тормозное нажатие, при котором запрещается отправлять поезд со станции.
23.Колебания и динамические силы развивающиеся в единой системе «путь-экипаж». Причины колебания вагонов. В чем заключается угроза эксплуатации колес с ползунами.
24.При применении каких групп тормозов можно остановить поезд. В чем заключается опасность применения полного служебного торможения.
25.Продольные и поперечные силы в поезде. Причины, способствующие росту дополнительных поперечных сил. Влияние режима торможения на безопасность движения.
26.Режим торможения как фактор схода вагонов. Характерные параметры сходов подвижного состава.

27.Влияние плана и профиля пути на безопасность движения при торможении.
28.Виды проверок состояния безопасности движения поездов, осуществляемые руководителями.
29.Меры по обеспечению исправной работы тормозного оборудования вагонов в зимних условиях.
30.Действия работников ж.д. транспорта при обнаружении препятствий, создающих угрозу безопасности движения.

Задача
 
Вычертить схему рычажной тормозной передачи в масштабе М 1:5, нанести обозначение рычагов и размеры их плеч, указать диаметр тормозного цилиндра.
Кратко описать устройство и действие рычажной тормозной передачи.
По схеме и данным, приведенным ниже, определить:
а) усилие, развиваемое штоком поршня тормозного цилиндра, Ршт,
б) передаточное число рычажной тормозной передачи, n;
в) действительную силу нажатия тормозных колодок, K;
г) коэффициент силы нажатия тормозных колодок.
Схему рычажной тормозной передачи для решения этой задачи выбрать из табл. 2 по номеру варианта в соответствии с последней цифрой учебного шифра студента.
 
 
Выдержка из контрольной работы
 
Порядок служебного расследования, оформления результатов и разбора случаев брака в поездной и маневровой работе.
Ответ: Для расследования случаев схода железнодорожного подвижного состава в поезде создается комиссия, состав которой утверждает вице-президент ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации безопасности движения.
В расследовании случая схода железнодорожного подвижного состава в поезде участвуют работники причастных департаментов (управлений) ОАО «РЖД». Комиссию по расследованию схода железнодорожного подвижного состава в поезде возглавляют: начальник или заместитель начальника Департамента безопасности движения и экологии, если в ее состав входят руководители или заместители руководителей департаментов (управлений); вице-президент ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации безопасности движения, если в ее состав входят вице-президенты ОАО «РЖД».
Руководитель, возглавляющий комиссию по расследованию схода железнодорожного подвижного состава в поезде, докладывает президенту ОАО «РЖД» о результатах расследования, принятых мерах и, при необходимости, вносит предложение о подготовке соответствующего документа ОАО «РЖД» по результатам расследования схода железнодорожного подвижного состава в поезде ..
Стоимость контрольной работы - 800 руб.